#кино
Николай Олялин, сыграв роль капитана-артиллериста Цветкова в масштабном кинофильме "Освобождение", получал мешки писем от фронтовиков. Актер никогда не служил в Советской армии, но он сумел схватить черты настоящего солдата, прошедшего огненный ад Великой Отечественной войны, выстоявший в самых жестоких боях.
Николай был младшим из троих сыновей в семье. Напрямую ВОВ не коснулась семьи Олялиных, а все представления о ней Николай получал от встречи с фронтовиками, возвращавшимися домой. Они были тяжелораненые, кто-то без ног, кто-то без рук, но с большим количеством наград и страшными воспоминаниями.
В детстве Николай посещал драматический кружок при Доме офицеров, куда пришел за компанию со своим братом. Сначала ему доверяли лишь эпизодические и проходные роли, но со временем он начал играть и главных героев. В театральное училище Николай Олялин поступать не планировал, а отправился в Ленинград, чтобы стать военным.
Однако неожиданно он передумал и поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), по окончании которого в 1964 году получил распределение в Красноярский театр юного зрителя.
В театр регулярно приходили приглашения для Олялина на пробы в разных картинах. Но их ему не показывали. Так, Николая рассматривали как кандидата в фильмы «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн», но он даже не знал об этом.
Что касается приглашения в фильм «Освобождение», то тут, по словам актёра, вообще случилась полудетективная история: секретарша театра решила тайно показать Николаю послание. Чтобы успеть сделать это до того, как руководство «перехватит» телеграмму, женщина подкараулила Олялина на автобусной остановке.
Кстати, о том, что он едет на кинопробы, Николай не рассказал главному режиссёру. На рабочем месте он предъявил справку о том, что ему надо в течение нескольких дней пройти процедуры в оздоровительном профилактории.
Эпопея «Освобождение» вышла на экраны практически одновременно с другими картинами, в которых Олялин сыграл большие роли, - «Обратной дороги нет» и «Бег». Артисту предложили работу на киевской киностудии имени Довженко, и Николай согласился на переезд.
При этом актёр продолжал активно сниматься и в фильмах других студий.
Но практически везде — он появлялся на экране в образах суровых служивых мужчин. Олялин из-за этого ничуть не расстраивался — говорил, что это «обычная картина для кино во всём мире — как один раз увидят артиста режиссёры, такой типаж за ним навсегда и закрепится».